ТЕОРИЯ

Теория Владимира Зулкарнеева "Динамика трансцендентного развития индивида" в решении кадрового вопроса

1. Введение

С момента появления первого работодателя и наемного рабочего все участники трудового процесса вынуждены решать пресловутый кадровый вопрос. В современном,  тяготеющем к демократии обществе, не только владельцы компаний и начальники выбирают себе сотрудников, но и исполнители выбирают себе руководителей. Если  вышестоящий выбирает подчиненных с учетом стандартных подходов: профессионализм, квалификация, стаж, темперамент, психотип, то подчиненный, выбирая того, кто им будет командовать, вряд ли будет ориентироваться только на вышеперечисленные характеристики. Его еще будут интересовать: зарплата, график работы, микроклимат в коллективе, адрес офиса, соцпакет, признание его способностей, должность и как она будет отображена в трудовой книжке, количество корпоративов в год, и т.д., т.е. наемный рабочий, сам того не осознавая, предъявляет работодателю более повышенные требования, чем тот к нему. И вот тут мы сталкиваемся с абсолютно новым подходом в решении кадрового вопроса, который до сегодняшнего дня, т.е. до появления свободного и демократичного общества был не возможен. Не возможен, потому, что в странах с тоталитарным режимом или с разрушенной экономикой этого «нового подхода» не было и нет. Там человек вынужден выживать и поэтому берется за любую работу при любом руководстве за любые деньги.

Но, уж коли мы живем в обществе цивилизованном, то нам необходимо учитывать появление нового направления в кадровой политике. Коротко его можно назвать «Генетически приобретенный опыт». Что это такое? В 2010 году один из российских теоретиков соционики Владимир Зулкарнеев выработал постулат, согласно которому любое общество или сообщество, группа людей, партия или рабочий коллектив предприятия для нормального функционирования должны содержать в себе четыре условных слоя, каждый из которых обладает своим генетически приобретенным опытом жизнедеятельности, жизнепонимания и жизнепредназначения. Классификация слоев будет рассмотрена ниже.

По теории социогенеза В.Зулкарнеева каждый человек рождается не пустой матрицей, глупой и бездарной, а он уже в своих генах несет информацию обо всем жизненном опыте своих прямых предков за много веков. Это объясняет тот парадокс, когда ребенок в два года сочиняет музыку, рисует и побеждает на творческих конкурсах, а другой и в пять лет не может, а точнее не испытывает потребности даже в разучивании стихов. Все просто. У первого ребенка, может в 16-ом, а может в 18-ом веке в роду были композитор и художник, а у второго ребенка может быть в роду значатся красный командир, политработник и водитель большегрузного БЕЛАЗа. Соответственно этот генетически накапливающийся из поколения в поколение опыт даст, в свое время, о себе знать и ребенок не любящий стихи, в 12 лет заинтересуется автомобилями, к 23 годам станет профессионалом в вождении большегрузных автомобилей и к 40 годам станет директором завода по производству этих автомобилей. При этом обязательно надо учитывать, что тот из предков этого мальчика, который  водил БЕЛАЗы, делал это высокопрофессионально, но до самой старости, поскольку его генетически приобретенный опыт не позволял ему оказаться в роли руководителя огромного предприятия. Да у него и желаний таких не возникало. 

Следовательно теперь этот пятилетний мальчик не любящий стихи, будет все свою жизнь приобретать и приумножать опыт свой и предков для того чтобы он был освоен может быть в 23 веке кем-то из его праправнуков.

Всё это можно сравнить с компьютерной игрой. Допустим, некий игрок получил время на игру. Причём время игры ограничено, например, 10-ю минутами, при этом и сохранять героя в игре нельзя. Что делает новичок, когда садится за клавиатуру? Он сначала знакомится с виртуальным миром, с имеющимися картами, заданиями, с кнопками управления своим героем, выставляет сложность игры и т.д. т.е. изучает мир и тело. Пока он это постигал, 10 минут игры закончились. Он активирует следующий таймер и опять вынужден начинать заново, но теперь он уже не тратит время на изучение управления, он уже приступил к выполнению миссии. Но тут он запутался в этажах здания, кое-как нашел выход из него, и опять 10 минут пролетели. И так далее. К 10-тому 10-минутному отрезку он уже наберется необходимого опыта и понимания, даже сможет давать советы начинающим и будет проскакивать известные ему этапы на одном дыхании. Это и есть генетически приобретенный опыт.

Согласно теории социогенеза Владимира Зулкарнеева в жизни это выглядит так. Чей-то двоюродный дядя по материнской линии, живший в 17 веке всю свою жизнь, т.е. один отведенный ему отрезок времени, потратил на изучение основ химии в тщетных попытках найти философский камень, а его потомок из 21-го века уже в 1-ом классе самостоятельно выучил таблицу Менделеева и придумал в чем хранить кислоту, которая все разъедает.

Работа Владимира Зулкарнеева удостоилась одобрения в научных кругах, была рекомендована для написания диссертаций. В настоящее время один из ее разделов получил возможность развиваться как самостоятельное направление, способное оказать помощь в решении кадрового вопроса в современных условия.

Попытки разобраться в том, «что такое есть человек» и «что такое есть человечество», предпринимаются людьми с древнейших времён. Придуманы различные классификации индивидов, написаны тысячи книг по психологии, социологии и прочим гуманитарным наукам, но целостного понимания сути как не было, так и нет. Более того, большинство из этих книг хоть и несут в себе новые знания и практическое назначение, но почему-то часто противоречат друг другу.

Каждый из думающих людей, пусть однажды, но задавался вопросами: почему два человека, полностью схожие по результатам психологического тестирования, в одинаковой ситуации ведут себя по-разному, и наоборот, совершенно разные люди в одной и той же ситуации могут быть очень похожими?; почему даже суперсовременные психотехники типа нейролингвистического программирования обладают ограниченными возможностями, действуя далеко не на всех и далеко не так, как хотелось бы авторам?; почему два человека начинали работать вместе, а через год один уже заместитель директора, а второй по-прежнему менеджер по продажам, хотя второй гораздо умнее и эрудированнее первого?; почему успешный бизнесмен всё бросает и с головой окунается в богоискательство?; почему умница, отличница студентка вдруг ударяется во «все тяжкие»?; почему хулиган и двоечник становится миллионером, а гордость класса – бродягой? Современная наука не может ответить на эти вопросы.

Теория и модель социогенеза Владимира Зулкарнеева позволяет максимально  приблизиться к этим ответам, восполнить пробелы в понимании сути вопроса, по-новому взглянуть на проблему «что есть каждый конкретный индивид и что есть социум в целом». Согласно теории Зулкарнеева большинство недочетов существующих психологических методик в том, что все они работают с внешними проявлениями человеческого «Я», практически никак не затрагивая глубинные слои.

Прежде, чем мы перейдем к конкретным примерам применения теории при выборе соискателей на ту или иную должность, рассмотрим общие положения теории.

2. Общие положения теории социогенеза Владимира Зулкарнеева

Согласно теории социогенеза Владимира Зулкарнеева общество условно разделено на четыре класса индивидов:  люди ЭПМ (Этап Познания Мира), люди ЭА (Этап Анализа), люди ЭС (Этап Синтеза) и люди ЭДМ (Этап Делания Мира). Эти слои расположены один над другим, при этом каждый последующий слой людей взаимодействует с нижележащим в области материи-энергии-информации, перерабатывает их в свой продукт и экспортирует основную массу продукта вверх, много - по сторонам и чуть-чуть - вниз.  (см. рис. 1)

Люди ЭПМ – это те представители общества и тех профессий, которые тесно связаны с Природным, работают с Природным, живут Природным. Люди ЭПМ вырабатывают из Природы как таковой и Природы вещей, Природы материальной и духовной, осязаемый продукт, пригодный к непосредственному употреблению. Это еда, утварь, материальные ценности, услуги и т. д.

Люди ЭА из готовых продуктов вырабатывают деньги и дискурс (иначе – общение). Они превращают материальный продукт в нечто эфемерное, но могущественное. Точно так же они экспортируют основную массу денег и дискурса вверх в слой ЭС, много распределяют в своём слое и немножко отправляют вниз в слой ЭПМ.

Слой ЭС объединяет в себе харизматичных представителей человечества, способных править, командовать, направлять. Их продуктом является власть. Свой продукт они уже в большей степени отправляют вниз в слои ЭПМ и ЭА в виде законов, несколько вбок в виде конкурентной среды. Они выступают эмитентами денежной массы, диктуют правила для всего общества. А вот вверх, в слой ЭДМ, им отправлять власть некуда, поскольку такого целостного слоя пока нет. Есть только разрозненные его представители, еще формирующие этот слой.

Люди ЭДМ  - это, прежде всего, мыслители. Они уже имеют весь возможный опыт материальной жизни и теперь их интересуют вопросы из Высших Сфер: В чём смысл жизни человека и общества? Каким должно быть человечество? Что такое счастье и как сделать жизнь человека и общества счастливой? Если человека создал Бог, то, как и зачем он это сделал? В чём смысл жизни Бога? Религии и прочие постулаты, принимаемые на веру, их не удовлетворяют. Они пытаются осознать мироздание.

Возможно в будущем слой ЭДМ на основе власти, переданной из слоя ЭС, будет определять всю идеологию жизни человечества.

 Представители каждого Этапа имеют свои, так называемые, системные требования к обществу, оплачивают эти требования своим трудом и если их что-то не устраивает, то борются за свои права как умеют и как могут. Общественный уклад, как правило, удовлетворяет потребности основной массы индивидов. Но, по мере развития общества, всё больше и больше людей вырастают из предложенных правил. Соответственно в обществе начинает накапливаться социальные, экономические или политически напряжения, характерные по-особому для каждого слоя, способные в крайних случаях выразиться как революция, бунт, мятеж в форме так же характерной для каждого слоя по-особому.

На рисунке № 1 изображена модель современного общества, состоящая из четырех слоев. Нижний слой ЭПМ – фундаментальный. Это основа всей конструкции и если люди ЭПМ начнут отказываться выполнять свою работу, от результатов которой зависимы все слои, то конструкция рухнет.

Слой людей ЭА несколько шире нижнего слоя по той причине, что в современном обществе, очень мало внимание на государственном уровне уделяется таким фундаментальным профессиям, как квалифицированный рабочий завода, инженер, мастер по ремонту или настройке аппаратуры, медработник среднего звена, руководители низшего и среднего звена и т.п., т.е. профессии ЭПМ. В основном эти и аналогичные профессии представляют люди, случайно или вынужденно в них оказавшиеся или как «не справившиеся» с профессиями слоя ЭА. Поэтому в современном обществе сложилась ситуация, когда каждый, кто обладает хоть какими-то знаниями, стремится в офисный бизнес, в мир рекламы, маркетинга, финансовых рынков и т.п. Рынок труда в слое ЭА перенасыщается и искусственно раздувается. Чтобы сдерживать этот слой от всеобщего разрастания над ним вынужденно пропорционально по ширине должен размещаться слой людей ЭС, т.е. тех, кто умеет, способен, знает как, или думает, что знает, как управлять людьми и процессами в обществе. Соответственно все правители, руководители, начальники чуть выше среднего звена наполняют этот слой, постепенно сужаясь к верхушке, выделяя из своей среды, так называемых верховных правителей, т.е. в общественном понимании госаппарат, губернаторы, министры и Президент. Из этих образных представлений действующих слоев складывается конструкция, напоминающая кастрюлю на плите. Вся эта кипящая на работающей плите ЭПМ  кастрюля с основной денежной массой, как пищей ЭА, закрыта крышкой ЭС и только пар, как продукт кипения все равно прорывается из-под крышки и уходит ввысь в виде людей ЭДМ.

Согласно теории социогенеза Зулкарнеева человек в современном, не тоталитарном обществе, находится в каком-либо из представленных слоёв не по принуждению родителей или начальников и не волею судеб, а по собственному желанию, убеждению и миропониманию. Это его добровольный выбор, которому он с радостью следует всю жизнь. И вот тут мы подходим к ключевому моменту теории. Этот добровольный выбор обусловлен генетически приобретенным опытом человека. Только опыт, передающийся на генетическом уровне, позволяет сформироваться неосознанным или осознанным стремлениям, профессиональным приоритетам, гениям и талантам каждого отдельного индивида.

 Рассмотрим подробнее характеристики индивидов на разных Этапах развития. Но прежде нужно пояснить, что внутри каждого Этапа есть свое подразделение на три уровня, которые можно условно обозначить «Ученик», «Профессионал», «Мастер–Наставник».

 Начнём с первого этапа (ЭПМ – Этап Познания Мира). Это молодые души, только-только приступившие к знакомству с миром. На ЭПМ первого уровня, это, например, крестьянин, пролетарий, иными словами – «грубая или интеллигентная рабочая сила». Их задача – только привыкать к миру. Но зато они идеально работают на конвейере, отлично выполняют тяжёлые, монотонные операции и могут проработать на одном месте всю жизнь. Они опасаются всего нового и незнакомого. Им присуще разделение всего спектра мира на чёрное и белое. Все люди для них либо хорошие, либо плохие. Они одновременно очень доверчивы, и очень подозрительны. Но именно люди ЭПМ, особенно первого уровня, способны по-настоящему любить и преданно дружить. Они искренни в своих чувствах и почти неспособны лгать. На первом уровне человек ЭПМ работает ради выживания, т.е. денег, как эквивалента выживания.

Люди ЭПМ второго и третьего уровня становятся умелыми ремесленниками. У них появляется особенная, суконная житейская хитреца и мудрость. На ЭПМ второго уровня они в полной мере обладают возможностью прикладной работы. Это они – мастера-«золотые руки». Многим доступно мелкое изобретательство. Работают и живут люди ЭПМ второго уровня в большей степени ради осознанной радости от самого процесса труда, как созидания и понимания того, что только честный и профессиональный труд сам по себе является ценностью и способен в этой жизни создавать и менять к лучшему многое.

Люди ЭПМ третьего уровня обнаруживают в себе задатки будущих людей ЭА, т.е. они уже неплохо научились разбираться в людях, умеют командовать небольшим коллективом «работяг». В современном  мире это фермеры, «ИЧП», мелкие торговцы, прапорщики и даже младшие офицеры. У многих людей ЭПМ довольно развитый интеллект, что позволяет им быть эрудированными и начитанными, лихо разгадывать кроссворды и понимать (на своём уровне) умные книги. Они понимают, что труд может быть разным, приносящим не только деньги и физическое или умственное удовлетворение самим процессом, но и созидательным, объединяющим, способным вывести на новые высоты. Человек ЭПМ-3 работает ради чего-то высшего, относительно его слоя, т. е. денег. Ему нравится уже не столько работать, сколько зарабатывать.

Кстати, уровень интеллекта почти не зависит от Этапа.

Этот момент требует отдельного пояснения. Интеллект - это способность к логическому, дифференциальному мышлению, а разум позволяет человеку мыслить интегрально, осознавая целые пласты Истины. Соответственно, чем выше уровень развития человека, тем более глобально и интегрально он мыслит. Поэтому, например, генерал (ЭС) может разрабатывать стратегические планы, при этом ничего не соображая в особенностях стрельбы подкалиберным снарядом в условиях порывистого ветра (с чем с успехом справляется артиллерист – человек ЭПМ второго уровня).

Люди Этапа Анализа (ЭА) уже хорошо разбираются в основных правилах земной жизни. Они всегда интеллектуальные и расчётливые. Они обожают эксперименты с людьми. Они могут умело обмануть простодушных «работяг», активно ищут поддержки у старших ЭА, побаиваются сильных представителей Этапа Синтеза и совсем не понимают людей ЭДМ (Этап Делания Мира). Это торговцы и предприниматели, прикладные учёные и оперативники УгРо, менеджеры и офицеры, практикующие врачи, психологи и большинство учителей. Они же составляют большинство чиновников среднего звена. В зависимости от того, на каком уровне они находятся, их понимание реальной жизни становится глубже.

Люди ЭА активно и быстро развиваются, но если присутствуют стимулы, например классические «кнут и пряник». Кнут – неудовлетворённость жизнью, пряник – приобретение материальных благ. Деньги для них являются пределом мечтаний, так как они нейтрализуют кнут, а пряник вообще становится необъятных размеров. Люди ЭА уже могут позволить себе эксперименты типа «А что мне можно и что мне за это будет». Это необходимое условие для личностного роста. Но отсутствие воспитания, личной совести и духовного управления приводит к плачевным результатам. Интеллигентность они воспринимают как слабость, альтруизм – как дурость.

Сегодняшний мир – это мир ЭА. Именно на этом Этапе сейчас находится основная масса населения Земли. С этим связано очень много проблем: повсеместный упадок духовности, постоянное сокращение грубой рабочей силы (попробуйте заставить человека ЭА работать ручками на заводе!), наконец, превращение планеты в мусорную свалку и катастрофическое истощение её ресурсов. Если с помощью прямолинейных, строго-логичных, «цифровых» законов ещё можно худо-бедно управлять людьми ЭПМ, то люди ЭА с успехом их обходят. Они редко серьёзно задумываются о Боге, о смысле жизни, о своём духовном развитии. Хотя с удовольствием рассуждают о религии, развлекаются эзотерикой и магией. Но это для них больше модное хобби, чем настоящий труд.

Представители Этапа Анализа не столь категорично различаются по уровням, как  в случае с ЭПМ, но, тем не менее, они тоже обязательно должны быть дифференцированы. Человек ЭА первого уровня живет и делает все «ради денег», т.е. возможность получить деньги, обогатиться, совершить выгодную сделку, «ченч» для него гораздо важнее других условностей жизни. Это для него своеобразная форма выживания. ЭА-1 не хотят трудиться ручками ради зарплаты и стремятся в непроизводственную сферу ради получения денег. Но они только учатся общаться и делать деньги. Если станет выбор между удачной возможностью выгодно избавиться от лежалого товара или сходить с «любимой» в театр, он, как правило, выберет сделку. «Когда еще такая возможность выпадет, а в театр мы всегда сходить сможем, куда он денется-то». Он совершенно не понимает, что для «любимой» поход в театр заключается не в преодолении расстояния до здания театра и просмотра спектакля, а в возможности пообщаться с близким человеком.

Люди ЭА второго уровня уже начинает осознавать, понимать или ощущать что деньги все-таки это еще не ВСЁ, что работа приносящая прибыль, способна приносить и пользу обществу, и чем эта польза больше и ощутимее, тем больше денежек она может принести. Пусть не сразу, а потом, но польза от нее ощутима и сработает, если не на благосостояние, так на  имидж, а он в конечном итоге может повлиять и на развитие бизнеса, который в свою очередь опять даст доход. На ЭА-2 они профессионалы общения и использования денег.

 Люди ЭА третьего уровня значительно превосходят ЭА-1 и ЭА-2 по степени отношения к деньгам. Да, они для них, так же как и для всех ЭА, остаются главным критерием существования, но теперь они познали и поняли, что это не просто шанцевый инструмент для добычи благ или привилегий, а что это инструмент многофункциональный, и с его помощью можно даже получить власть, выйти на неизведанный этап жизни, порулить, поуправлять. Т.е. основной продукт своего Этапа – деньги – они начинают использовать ради чего-то высшего относительно их слоя – власти.  Именно на ЭА-3 все полученные навыки используются для освоения власти.

На следующем этапе развития люди становятся подлинными властителями этого мира. Они – «Правители», люди Этапа Синтеза, обладающие мощной харизмой и стратегическим мышлением. Они способны видеть множество внешне разрозненных деталей как совокупность единого процесса. Человеческие эмоции люди ЭС считают помехой разуму. Ведь разум для них – прежде всего холодный интеллект. Деньги для них уже не цель, но средство достижения цели. Люди ЭС умеют управлять людьми ЭПМ и ЭА, но с трудом могут сотрудничать с равными себе. Почему? Потому что каждый «Правитель» – исключительный индивидуалист, стратег со своим видением мира, со своими планами обустройства этого мира. А, как известно, в одной берлоге не может быть двух стратегов. На уровне ЭС-1 человек только учится быть «Правителем». Для ЭС-1 власть – это способ получения денег, работа для себя.

На уровне ЭС-2 пика своей силы достигает харизма, и именно она позволяет «Правителям» –  политикам вести за собой толпы избирателей, а директорам управлять коллективом буквально движением бровей. На втором уровне люди ЭС осознано принимают решение руководить, чтобы управлять. Для них власть нужна ради самой возможности власти.

На уровне ЭС-3 «Правители» начинают возвращаться к духовному самосознанию. У них ослабляется агрессивная властная харизма. Они начинают задумываться о судьбах мира. Это и высшие религиозные деятели, и создатели всяческих политических институтов, фондов и центров, изучающих цивилизацию и дающих рекомендации властям. У большинства возможность реальной «мирской» власти уже сильно снижена, но ещё сохраняется. Люди ЭС-3 ещё могут себя реализовать в качестве крупных учёных, политологов и философов. Они постоянно «тусуются» на многочисленных симпозиумах и конференциях, учась слышать друг друга и добиваясь своего признания. В большей степени люди ЭС-3 понимают власть, как средство достижения чего-то высшего.

И вот человек достигает Этапа Делания Мира. На первом уровне человек ЭДМ уже может видеть всю тщету и пагубность работы многих «Правителей», ограниченность людей ЭА и наивность людей ЭПМ. Но у него уже полностью атрофировалась «мирская» властная харизма, а духовная ещё не сформировалась. Поэтому он практически полностью утратил возможность  влиять на власть. Он действительно многое понимает, но в первую очередь он открывает себя. И именно эта работа для него самая главная. При этом он, живя в социуме, вынужден отвечать на его «претензии» к необходимости иметь деньги и расплачиваться ими за быт. Ему хватает понимания и умения превращать свои мыслительные процессы в процесс оплаченного труда, т.е., следуя логике описания всех предыдущих этапов, он мыслит (работает) ради средств выживания (денежных средств). Если у начинающих людей ЭПМ присутствует рефлекторная духовность, то человек ЭДМ начинает обретать свою собственную, осознанную духовность. Если на ЭПМ в качестве мерила правильности поступков выступает совесть, то на ЭДМ – осознание.

Люди ЭДМ второго уровня способны осознавать, что их духовное, мыслительное и философское понимание мироустройства на порядок отличается от представителей других слоев. Они могут, и знают, как влиять на судьбы людей и целых стран. Другое дело, что нести это понимание в массы они не могут, так как все равно они не будут услышаны обществом, «варящемся в кастрюле». Их удел быть паром над всей этой кипящей массой. Тем не менее, как человек простуженный дышит горячим паром, чтобы выздороветь, так и общество, которое начинают одолевать болезни, вынуждено иногда дышать паром (людьми ЭДМ) и впитывать их знания и постулаты. Люди ЭДМ-2 мыслят (работают) ради самой ценности мысли (работы), позволяющей обществу не накапливать тяжелый конденсат ненависти, разобщенности, цинизма и др. Людей ЭДМ-2 пока ещё очень мало.

Людей ЭДМ третьего уровня, мыслителей высших сфер, по-видимому, на сегодняшний день нет вообще. Возможно, это будут люди, наделенные способностями, таящимися в незадействованных 95% человеческого мозга.

3. Системные требования слоёв.......!!!!

Эта глава изъята из публичного доступа и на сайте отсутсвует по причине того, что содержит в себе практическую методику, с помощью которой можно определить какой условный слой модели социогенеза по Зулкарнееву представляет конкретный индивид. Эта методология входит в сферу интересов узкого круга лиц, является предметом обучения заинтересованных специалистов и используется ими, как инструмент в их коммерческой или консультационной деятельности.

Тем не менее, сама теория и механизмы ее применения не являются "засекреченной информацией" и могут быть открыты всем желающим в процессе специальных лекционных занятий или семинаров-тренингов, а так же в индивидуальном порядке по договоренности.

В разделе сайта "Практика" вы можете увидеть примеры практического применения теории социогенеза Зулкарнеева с использованием знания системных требований слоев.

4. Практическое применение теории социогенеза  в решении кадровых вопросов

1. Более точный, чем общепринятый, подбор кандидатов.

Поскольку подбор кандидатов на должность осуществляется по фундаментальным качествам человека, в дополнение к общепринятым методикам, то вероятность правильного решения при использовании теории социогенеза Владимира Зулкарнеева, повышается многократно.

Любая вакансия предполагает определённый набор требований к кандидату. С учётом вышеизложенного, список может выглядеть так:

  1. сначала решаем, представитель какого Этапа требуется нам на вакантную должность;
  2. с помощью «Тестера генетически приобретенного опыта» определяем на каком Этапе и уровне Этапа находится рассматриваемый кандидат (обязательно нужно учесть фактор «точки роста», т.е. опираясь на результаты тестера, выяснить для себя кто отвечающий, например устоявшийся ЭА2 или все-таки ЭА2 с перспективой оказаться ЭС1 и т.п.);
  3. выясняем уровень компетенций кандидата с помощью уже существующих методик;
  4. определяем предпочтительный социо- и психотип кандидата, также с помощью распространенных методик.

2. Выработка оптимальной кадровой политики.

Для разных категорий рабочих, служащих и менеджеров требуются разные условия для эффективной работы. Теория социогенеза Владимира Зулкарнеева даёт системное понимание принципов организации труда, наказаний и поощрений.

Рассмотрим предприятие, имеющее в своём составе: офис, в котором располагаются руководство, рекламный отдел, отделы снабжения и сбыта; производственный цех; склады; транспортный отдел. На этом предприятии нужны будут сотрудники разных Этапов и уровней развития. Понятно, что на производстве будут работать люди ЭПМ-1 (разнорабочие, работники конвейера), ЭПМ-2 (слесари-наладчики, станочники-индивидуалы) и ЭПМ-3 (мастера, бригадиры) во главе с начальником цеха ЭС-2. Естественно и правила должны удовлетворять системным требованиям слоёв ЭПМ и ЭС.

В офисе большинство сотрудников будут люди ЭА. И правила работы офиса должны быть совсем иными, соответствующими системным требованиям этого слоя. Если в цехе всё должно быть стабильно и иерархично, то в офисе должна царить атмосфера перемен, личной свободы (конечно, в допустимых пределах) и карьерного роста.

Какие поощрения и наказания эффективны для разных слоёв? Общественное признание (например, награждение грамотой) или порицание (вывешивание фото на доске позора) играют важную роль для ЭПМ и ЭС, малозначительны для ЭА и неприемлемы для ЭДМ. Премия или штраф малопонятны (хотя и действуют определённым образом) людям ЭПМ, эффективны для людей ЭА и ЭС и совершенно не действуют на людей ЭДМ. И т. д.

Подытоживая вышесказанное, можно сравнить человечество с обычной общеобразовательной школой, где ЭПМ-1 это первоклассники, а ЭДМ-3 – выпускники. Теперь должно быть понятно, что, классифицируя человека только по психотипу, нельзя дать его полную характеристику, ведь первоклассник может быть сангвиником, холериком, экстра- или интровертом, но он, прежде всего, остаётся первоклассником. Точно также становится понятным и ответ на вопрос, чем умный пятиклассник (ЭА-2) отличается от недалёкого восьмиклассника (ЭС-2). Например, умный пятиклассник никогда не сможет возглавить дворовую банду восьмиклассников и запугать соседние дворы. У него не хватит для этого опыта общения и стратегического видения последствий в силу своего не приобретенного опыта. Его теоретические знания формулы спирта не помогут, а вот недалекий восьмиклассник уже попробовал спирт не в виде формулы, а в виде жидкости и знает, как и что надо сказать задиристым девятиклассникам, чтобы организовать их на агрессивные действия против соседних группировок. Он понимает природу стадности и готов стадо возглавить, а пятиклассник только что-то где-то читал про стадность общества.

5. Заключение

Вышеизложенные принципы организации работ и подбора кандидатов на интуитивном уровне понятны и используются всеми руководителями. Но системный подход, отраженный в данной теории социогенеза Владимира Зулкарнеева, позволит оптимизировать управление предприятием, избежать многих ошибок и значительно повысить эффективность работы.